«Как жить вместе?» — это вопрос прямо или косвенно присутствует почти во всех работах группировки ЗИП. Их инсталляции — это часто пространства сломанных иерархий, где конструируются новые отношения и коллективности. Проект «Полночь» — это своего рода обзор таких пространств. Три комнаты — три общественных (коллективных) порядка, которые раскрываются последовательно и утопически — капитализм, социализм и коммунизм.
Фоном для первой — капиталистической — части становится торговый центр, где работают, встречаются и живут охранники и продавщицы. Две неизменно гендерных профессии воплощают презумпцию свободного рынка с его натянутой маркетинговой улыбкой накрашенных губ и общество контроля, стражи которого готовы каждую минуту вывернуть твои карманы с фонариком. Картины из серии «Всё включено» (2014) дополнены объектами. Суд, стадион, памятник — типичные приметы российского города, будь то Краснодар или любой другой город, подчинённый извращённой логике развития, где публичная среда для встреч и коллективностей всегда уступает рынку и коррупции. Возможности для взаимодействия в этой комнате отсутствуют намеренно: капитализм — это и фон, и среда, в которой все живут и за которой все наблюдают, без возможности что-то изменить. Торговые центры и бронзовые памятники вырастают без нашего ведома и, кажется, скоро лишат нас последних мест, где можно быть вместе, не вступая в товарно-денежные отношения.
Вырвавшийся из этого вязкого пространства охранник оказывается героем следующей части — социалистической. Она воплощается в свободной общей работе, наделённой всеми качествами «правильной» коллективности: процесс важнее, чем результат, а дружба затмевает конкуренцию. Её выражением становится монтаж выставки, который служит разделению опыта, уравнивает и сплачивает: художник превращается в пролетария, а рабочий, напротив, может выразить свой творческий потенциал. Эта комната — почти иконическое воплощение эстетики взаимодействия: пространство, где можно учиться делать выставки, ну, и не только, а вообще — сверлить стенки, вбивать гвозди, делать подрамники и подиумы. Но интересно, что по отношению к первой части — это своего рода шаг назад: если в капитализме мы видим выставку, уже готовые работы (живопись и скульптуру), то тут — только её монтаж, который никогда не будет закончен.
Лазерный луч — один из главных инструментов экспозиционера — прорубает окно в третью комнату, из социализма в коммунизм. Можно подумать, что в первобытный — кусты, ягуары, на полу разбросаны кости и черепа, напоминающие человеческие. Керамические скульптуры также отсылают к производству времён первобытного коммунизма, когда изделия из обожжённой глины получили широкое распространение. Но всё не так просто. Антрополог Эдуардо Кон начинает свою книгу «Как мыслят леса» историей о встрече с ягуаром в ночном лесу: спать нужно только на спине, чтобы — когда ягуар подберется совсем близко — посмотреть ему прямо в глаза. Тогда ягуар обнаружит в человеке субъекта — хищника, а не жертву — и уйдет. История из жизни жителей деревень в амазонских лесах переворачивает представление о том, как мыслят животные: не только мы можем думать о ягуаре, но и он может иметь какое-то представление о человеке — и чтобы выжить, мы должны принимать это в расчёт. Мир, который описывает Эдуардо Кон, — это мир по ту сторону человека, который включает сотни других субъективностей. Можно сказать, что группировка ЗИП весело интерпретирует это представление: парящие в полночи керамические ягуары, груда обезвреженных гранат в углу, заросли фанерных кустов — мир по ту сторону человека становится одновременно прачеловеческим прошлым и красивой утопий, где от человека, сделавшего природу объектом труда и товаро-денежных отношений, останутся только кости.
Елена Ищенко
“How to live together?” is the question directly or indirectly present in almost all the works of ZIP group. Their installations are often spaces of broken hierarchies where new relationships and collectivities are constructed. The Midnight project is a kind of overview of such spaces. Three rooms — capitalism, socialism and communism — are three social (collective) orders, which are revealed consistently and utopianly.
The background for the first capitalist part is a shopping center, where security guards and shop assistants work, meet and live. The two invariably gender professions embody the presumption of the free market with its taut marketing smile on rouged lips and the control society, whose guards are every minute ready to turn out your pockets with a flashlight. Pictures from the series All Inclusive (2014) are supplemented with objects. The court, the stadium, the monument are typical signs of the Russian city, be it Krasnodar or any other city subordinated to the perverted logic of development, where the public environment for meetings and collectivity is always inferior to the market and corruption. Opportunities for interaction in this room are deliberately absent: capitalism is both the background and the environment in which everyone lives and that everyone observes, without the possibility of changing anything. Shopping centers and bronze monuments grow without our knowledge and, it seems, will soon deprive us of the last places where we can be together without entering into commodity-money relations.
The guard escaped from this viscous space turns out to be the hero of the next part — the socialist. It is embodied in a free common work, endowed with all the qualities of “right” collectivity: the process is more important than the result, and friendship overshadows competition. Its expression is the installation of the exhibition, which serves as a division of experience, equalizes and rallies: the artist turns into a proletarian, and the worker, on the contrary, can express his creative potential. This room is an almost iconic embodiment of the aesthetics of interaction: a space where you can learn to do exhibitions, well, and not only, but in general, drill walls, drive nails, make stretchers and podiums. But it is interesting that in relation to the first part it is a kind of a step back: if in capitalism we see an exhibition, already finished works (paintings and sculptures), then here is only their installation, which will never be completed.
The laser beam, one of the main tools of the exhibitor, cuts a window into the third room, from socialism to communism. You might think that it is a window to primeval — bushes, jaguars, bones and skulls, resembling human ones, are scattered on the floor. Ceramic sculptures also refer to the production of the times of primitive communism, when products made from baked clay became widespread. But everything is not so simple. Anthropologist Eduardo Cohn begins his book How Forests Think with the story of a meeting with a jaguar in a night forest: you only need to sleep on your back, so that when the jaguar gets close enough to look him straight in the eye. Then the jaguar finds a predator in a person, not a prey, and leaves. The story of the life of the villagers in the Amazonian forests turns the idea of how animals think: not only can we think of a jaguar, but it can have some idea of a person, and in order to survive, we must take this into account. The world that Eduardo Cohn describes is the world on the other side of a person, which includes hundreds of other subjectivities. It can be said that ZIP group interprets this idea cheerfully: ceramic jaguars hovering at midnight, a pile of defused grenades in the corner, overgrown plywood bushes — the world on the other side of the person becomes both a human past and a beautiful utopia, where of a human being, who created monetary relations, only bones will remain.
Elena Ishchenko
фотографии: Митя Лялин
photo: Mitya Lyalin