Технокрестьяне (ТК) — сообщество, которое исчезло в районе колхоза «Маяк Революции» (г. Новокубанск) в период между 1917–1920 годами, забрав с собой 325 гектар плодородной земли. Исследователи рассматривают несколько версий исчезновения сообщества; согласно одной из самых обсуждаемых, технокрестьяне взмыли к небу на острове земли.
В Новокубанском городском архиве документы этого времени были уничтожены в годы Второй мировой войны, но остаются другие пути для исследования: разговоры с местными жителями и очевидцами, поиск возможных единомышленников технокрестьян в соседних регионах, сканирование ТК-оптикой произведений культуры и искусства прошлого века и так далее. Разрозненные и неполные данные не дают чёткого представления о ТК-сообществе, процесс исследования обнаруживает всё новые лакуны, а на стыках недосказанностей проявляются свидетельства и воспоминания о технокрестьянах.
Намёки на существование ТК встречаются в культуре первой половины 20 века. Например, в разговоре друзей — крестьян Семёна и Петро, с которого начинается фильм о коллективизации «Земля» (режиссёр Александр Довженко, 1930). Семён умирает. Он лежит на земле и говорит другу, что при первой возможности сообщит, где оказался. Очевидно, они разговаривают не в последний раз. ТК-остров — это один из множества путей исчезновения на земле для появления в другом месте. Технокрестьяне поддерживают коммуникацию с внешним миром и, если Семён отправляется туда, то он сможет связаться с Петро.
Вокруг интереса к ТК формируется сообщество последователей. Они встречаются каждый год на сборе шелковицы, проводят подберёзовые собрания, выходят в поля с лозунгами за равные права всем существам. Технокрестьянское шествие в посёлке Пятихатки (август, 2020) было проведено вслед за политической демонстрацией 1905 года, на которую вышли несколько сотен новокубанских рабочих; многих арестовали казаки. Колонну возглавляла Акулина Прилипкина с красным флагом в руках, но во время разгона бастующих её не поймали, потому что она убежала в лес и исчезла.
Отношения технокрестьян с землёй и природой исключают посредничество машин и агропромышленную эксплуатацию почвы. Единомышленниками ТК можно назвать «Морских любовников» (подразделение организации «Армия Любви»). Участники сообщества выстраивают любовное отношение с морем и критически применяют знания исследователей, учёных и путешественников. Они внимательны к тому, что эксплуатация водных ресурсов и организмов подкрепляет неравенство в любви, а интерес только к положительным и милым качествам отвлекает от принятия странных и тёмных особенностей моря. Агроном Иван Овсинский («Новая система земледелия», Москва, 1909) предлагает мирные стратегии взаимодействия крестьян с природой: нужно не вмешиваться в самостоятельность растений и отказаться от глубокой вспашки, которая тратит силы земледельца на разрушение естественной среды почвы, вредит отношениям с землёй и, в конечном счёте, урожаю.
Участники группировки ЗИП стали последователями ТК прошлой осенью. Во время поездок по Краснодарскому краю они встречали технокрестьянские сигналы, некоторые из них показаны на выставке. Так, над полем в Новокубанске было обнаружено парящее в воздухе панно с изображениями сцен повседневной жизни ТК. Художники собрали из составляющих его панелей модель технокрестьянского жилища в виде печи, интуитивно следуя ранним чертежам дома архитектора-авангардиста Константина Мельникова. Осколки от другого панно собраны на стене как мозаика с потерявшимися элементами. В повторяющихся символах художники находят обозначения повседневного ритма ТК-сообщества: отношения с природой и живыми организмами, инструменты коммуникации, праздники и приметы отделения от земли. Также они собирают гипотезы об исчезновении технокрестьян, тексты других последователей и очевидцев, и публикуют в газете «Маруся казачка».
Текст: Надя Стрига
Редактура: Аня Литовских
Technopeasants (TP) is a community that disappeared near kolkhoz “Beacon of Revolution” (Novokubansk) between 1917–1920 together with 325 hectares of fertile soil. According to researchers, there are currently several plausible versions of the community’s disappearance; one of the most discussed states that technopeasants soared into the sky on the island of earth.
Documents of the time were destroyed in Novokubansk municipal archive during Second world war. Still, other means of research remain accessible: conversations with locals and eyewitnesses, search for possible technopeasants’ co-thinkers in neighbouring regions, scanning of last century’s art and culture with TP-optics, and so forth. Disjointed and incomplete data doesn’t give a clear representation of the TP community; further research opens up new gaps; recollections and new evidences about technopeasants develop through clashes of innuendo.
Hints of TP existence can be encountered in the culture of early to mid-20th century. For example, in conversation of two friends – peasants Semyon and Petro, which opens a film on collectivisation “Earth” (Alexander Dovzhenko, 1930). Semyon is dying. He is laying on the ground, promising to let his friend know where he is at first opportunity. Apparently, they are not speaking for the last time. TP-island is one of multiple ways for disappearing on earth and appearing in another place. Technopeasants sustain communication with outer world, and, if Semyon is heading there, he will be able to reach Petro.
Interest towards TP has created a community of followers. They meet every year during mulberry harvesting, hold underbirch gatherings, go out in the fields with banners and chants for equal rights to all creatures. Technopeasant march in Pyatichatki village (august, 2020) was held after a political demonstration of 1905, in which several hundreds of novokubansk workers took part; many of them were arrested by cossacks. Demonstrants were led by Akulina Prilipkina with a red flag in her hands, who hadn’t been caught in a dispersal, because she ran into the woods and disappeared.
Technopeasant relationships with earth and nature exclude machine mediation and agricultural exploitation of soil. “Sea lovers” (sub-division of “Army of Love”) might be regarded as TP co-thinkers. Sea lovers build affectionate relationships with the sea while critically applying knowledge of researches, scientists and travellers. They are attentive to the fact that exploitation of water resources reinforces inequality in love, while interest solely towards positive and nice qualities obstructs acceptance of weird and strange properties of the sea. Agriculturalist Ivan Ovsinsky (“New agricultural system”, Moscow, 1909) suggests peaceful strategies for interaction between peasants and nature: non-interference into plants’ independance, withdrawal of deep ploughing that wastes plougher’s energy on destruction of soil’s natural environment, damages relationship with earth, and overall, the harvest.
ZIP group participants became TP followers last autumn. During their travels across Krasnodar krai they encountered technopeasant signals, some of which are presented in the exhibition. For example, a panel picture with scenes from TP everyday life was discovered hovering in the air above the field in Novokubansk. Using its elements, artists assembled a model of a technopeasant house in form of a stove, intuitively following early blueprints of avantgarde architect Konstantin Melnikov’s house. Pieces of another panel picture are placed on a wall as a mosaic with missing elements. Through repeating symbols artists find identification of everyday rhythm of TP-community: relationships with nature and live organisms, communication instruments, festivities and evidences of parting with earth. They also gather theories about technopeasant disappearance, texts of other followers and witnesses, and publish them in the “Marusya cossachcka” newspaper.
Text: Nadya Striga
Editing: Anya Litovskikh