ДОТ — в каком-то роде вызов для нас. Описать его нам помогла лекция Вацлава Магида, чешского художника, преподавателя и теоретика, об эскапизме и отчуждении, в которой он обращается к работам Теодора Адорно. Мы часто говорим об укрытии, которое может защитить от повседневности рынка, бюрократии, информационных потоков, нападающих в условиях глобализации. Мы связаны упрощенными схемами повседневности — от работы и покупок до нарастающего патриотического милитаризма. Но у самого искусства всегда есть возможность автономии. Оно примиряет насилие и мир, разум и чувства, находится между культурой и природой. Искусство создает убежище для идеала, становится местом, которого нет в реальном мире. Чтобы реализовывать эти возможности, оно должно изолироваться и прятаться. Одновременно для этого необходим фундамент из тех вещей, которые искусство обычно отрицает, и поэтому оно не защищено от того, чтобы стать частью культурной индустрии. Формы протеста сами становятся товаром и автономия не реализуется. У Адорно политика апроприирует искусство, и оно становится тем, против чего борется. Получается, чтобы искусство осталось тем, чем оно является, оно должно перестать быть искусством. Мы попадаем в ловушку, в своеобразный лабиринт.
ДОТ — это ситуация такой ловушки, между искусством и реальностью.
Полигон эксперимента и пространство автономии — это галерея XL. Пространство галереи превращается в площадь с внутренним фонтаном, в центре которой вырастает монумент. Его камуфляжем служит эталон современной отделки — металлические вентилируемые фасады. Они мимикрируют под современную рыночную архитектуру — от торговых комплексов и круглосуточных магазинов до офисных и административных центров, отсылая к упрощению и повседневности.
Выставка создаёт две ситуации взаимодействия: с одной стороны, столкновение с глухой стеной этого монумента, с другой — длинный спуск по пандусу, который в итоге приводит в укромную комнату, в автономию. Снаружи — агрессивный лай, внутри комфорт «мяуканья». Но автономия оборачивается тупиком и замкнутостью — Адорно тоже не смог найти выход из этой ловушки, оставаясь в рамках своего кабинета.
группировка ЗИП
DOT is in some way a challenge for us. The lecture by Vaclav Magid, a Czech artist, professor and theorist, about escapism and alienation, in which he addresses to the works of Theodor Adorno, helped us to describe it. We often talk about shelter, which can protect against the everydayness of market, bureaucracy, information flows, which attack in the context of globalization. We are connected by simplified schemes of everyday life — from work and purchases to growing patriotic militarism. But art itself always has the possibility of autonomy. It reconciles violence and peace, mind and feelings and is between culture and nature. Art creates a shelter for the ideal, becomes a place that is not in the real world. To realize these opportunities, it must be isolated and hid. At the same time, this requires a foundation of those things that art usually denies, and therefore it is not protected from becoming part of the cultural industry. Forms of protest themselves become commodities and autonomy is not realized. By Adorno, politics appropriates art, and it becomes what it fights against. It turns out that art remains what it is, it must cease to be art. We fall into a trap, into a kind of labyrinth.
DOT is the situation of such a trap, between art and reality.
The test site and the space of autonomy is the XL gallery. The space of the gallery turns into a square with an internal fountain, in the center of which a monument erects. Its camouflage is the standard of modern decoration — metal ventilated facades. They mimic the modern market architecture from shopping complexes and 24-hour shops to office and administrative centers, referring to simplification and daily routine.
The exhibition creates two situations of interaction: on the one hand, a collision with a deaf wall of this monument, on the other there is a long descent along the ramp, which eventually leads to a secluded room, to autonomy. Outside there is aggressive barking, inside the comfort of «meowing». But autonomy turns into a dead end and a closed-loop; Adorno too could not find a way out of this trap, remaining within his private suite.
ZIP group